(Бачковский) [болг. Петрицонски манастир; груз. პეტრიწონის მონასთერი], в честь Успения Пресв. Богородицы ставропигиальный муж. мон-рь Болгарской Православной Церкви (БПЦ). В древности был грузинским. Находится на склоне Родопских гор, на правом берегу р. Чая, на окраине с. Бачково, в 10 км от г. Асеновграда (Пловдивская обл., Болгария). Настоятель - еп. Величский Сионий (Радев; с 3 апр. 2019). Ок. 10 насельников (2019).
П. м. основан в 1083 г. визант. полководцем груз. происхождения Григорием Пакурианом (Бакуриани, Бакурианисдзе) на землях, пожалованных ему визант. имп. Никифором III Вотаниатом (1078-1081). В Типиконе мон-ря, составленном Пакурианом, неск. раз указано, что обитель была основана для грузин; в этом источнике П. м. неоднократно назван Иверским (т. е. Грузинским). Общину П. м. в древности составляли насельники исключительно груз. происхождения. В научной лит-ре высказано мнение о том, что на этом месте за полвека до времени деятельности Пакуриана существовал груз. мон-рь (Марр. 1905. С. 17; Grishin. 1980. P. 6; Typikon. 2000. P. 507), однако текстологический и кодикологический анализ рукописи, на приписках к-рой основывается этот взгляд, эти выводы не подтверждает (Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 279-280). Считается, что ко времени основания П. м. роду Бакурианисдзе принадлежала ц. свт. Николая близ сел. Прилонг (локализуется у Орфанского зал.), позже включенная в комплекс П. м. (Typikon. 2000. P. 516). При закладке мон-ря были выстроены кафоликон в честь Успения Пресв. Богородицы и церкви во имя св. Иоанна Предтечи и вмч. Георгия. Близ кафоликона была возведена костница - родовой склеп-усыпальница Бакурианисдзе, куда были перенесены останки брата Григория Пакуриана - Абаза Бакурианисдзе (скончался в 70-х гг. XI в. на Балканах, место первичного захоронения неизв.; Абаз завещал свои владения церкви, к-рую построит Григорий, а также велел похоронить себя там; на основании этого Абаз считается посмертным ктитором П. м.). В костнице сохранилось изображение кафоликона П. м. (в первоначальном виде не дошло), выстроенного по образцу груз. храмов того периода; это позволяет говорить о том, что и др. строения П. м. воспроизводили образцы груз. церковной архитектуры (Бакалова. 1977. С. 219). Строительством комплекса руководил игум. Григорий Ванели, 1-й настоятель П. м. За его заслуги перед мон-рем в обители было установлено его поминовение в праздник св. Григория Богослова. Работы велись исключительно на средства Пакуриана, принудительный бесплатный труд крестьян не применялся.
П. м. с момента основания стал одним из важнейших груз. религ. центров за пределами Грузии. В летописях говорится о щедрых дарах, которые посылали мон-рю груз. венценосцы св. Давид IV Строитель (1089-1125) и св. Тамара (1184-1207/13) (Жизнь царя царей Давида // КЦ. 1955. Т. 1. С. 353; То же // Картлис Цховреба: История Грузии. 2008. С. 197; Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар // КЦ. 1959. Т. 2. С. 142; То же // Картлис Цховреба: История Грузии. 2008. С. 316). Насельники П. м. поддерживали тесные связи с др. зарубежными груз. обителями и оказывали им посильную материальную помощь. В синодиках афонского Иверского монастыря упомянуты настоятели П. м., жертвовавшие обители: так, игум. Феофан (кон. XI - нач. XII в.) пожертвовал мон-рю литру стаменонов (1/48 золотой номисмы) и 10 драхнаков (золотая монета, соответствует визант. номисме), за что ему в мон-ре установили агапу (поминовение) 19 июня; игум. Николай (сер. XII в.) подарил обители 70 перперов, 52 дуката, 50 триакефалов (1/3 перпера, на монете изображались император, Христос и Пресв. Богородица) для починки кровли, закупки хлеба и проч. нужд, а также 2 мулов с седлами и уздами, ему установили агапу 6 дек. (Бердзенишвили. 2007. С. 48, 141, 225, 261-262). В 1189 г., во время 3-го крестового похода, рыцари римско-герм. имп. Фридриха I Барбароссы схватили настоятеля П. м. и доставили его в лагерь в Филиппополе (совр. Пловдив). Согласно сведениям очевидцев, имп. Фридрих I с почетом принял груз. игумена и долго беседовал с ним (Historia de expedition. 1928. P. 45) - как предполагают некоторые исследователи, о внутреннем состоянии и внешнеполитических отношениях Грузии (Бадридзе. 1973. С. 27-28).
Долгое время П. м. оставался грузинским, о чем свидетельствуют палеографические (надпись на окладе иконы Божией Матери «Умиление», надпись на надкупольном кресте Успенского кафоликона, фресковые надписи в зап. притворе костницы) и лит. памятники, созданные в монастыре в XIV в. В 1310 г. неизвестный даритель пожертвовал П. м. груз. села Лило (ныне поселение на вост. окраине Тбилиси), Каралети и Эргнети (оба ныне - в муниципалитете Гори) (Месхи. 2016. С. 206-238). Когда груз. община утратила контроль над мон-рем, точно неизвестно. Одни ученые относят это к XIV в. (Typikon. 2000. P. 508), другие - к XV в. (К. Е. Скурат). Груз. монахи сохраняли связь с П. м. до кон. XVIII в. В Церковном историко-археологическом музее при Синоде БПЦ в Софии сохранились греч. рукописи из П. м., имеющие поздние груз. приписки. В рукописи № 814 (Стихирарь с нотными знаками, XIV в. 274 л.) на 2-м л. сохранилась груз. приписка XIV-XV вв., выполненная письмом мхедрули: «Монастырский стихирарий» (возможно, автор приписки служил библиотекарем в мон-ре); в рукописи № 812 (Стихирарь, невмированный докукузелевской системой нотных знаков, нач. XIII в. 255 л.) на 158-м л. сохранилась груз. приписка XVII-XVIII вв.: «Эта книга моя...» (Силогава. 1982. C. 157-159). В XVIII в. П. м. посетили 2 груз. паломника: ахалцихский свящ. Иоанн Маркозишвили (авг. 1702; оставил приписку на последней странице Типикона П. м.) и клирик тбилисской ц. Анчисхати свящ. Захария Месхишвили (1783; перевел на греч. язык дарственную надпись с груз. иконы Божией Матери, к-рая считается пропавшей) (Груз. мон-рь в Болгарии. 1986. С. 44-45; Месхи. 2016. С. 206-238).
Закончив постройку П. м., Григорий Пакуриан в дек. 1083 г. на грузинском и греческом языках составил для мон-ря Типикон, представляющий собой значительный памятник груз. канонической литературы (груз. текст изд. в 1954, 1971/86, греческий - в 1963, 1984). Типикон содержит введение, 33 главы и список пожертвований. Юридическую силу имел греч. текст, составленный в 2 экз. (один хранился в П. м., другой - в мон-ре Панагия в К-поле),- под ним стояли подписи Григория Пакуриана и Иерусалимского патриарха Евфимия I, к-рый гостил в филиппопольской проастии (усадьбе) у Григория после примирения византийцев с норманнами. Груз. текст был составлен для насельников мон-ря, в большинстве своем не знавших греч. языка. Тексты обеих редакций имеют нек-рые расхождения. Вопрос об их взаимосвязи и первичности остается открытым.
Оригиналы Типикона не сохранились. В рукописи № 1598 Б-ки им. А. Кораиса на о-ве Хиос представлена версия XIII в. (Л. 1-145 - груз. текст, л. 146-298 - греческий; для греч. текста предлагают также датировки XI-XII вв., кон. XII в., нач. XIV в.). Рукопись иллюминирована (предположительно мастером-грузином). В б-ке Румынской академии (Бухарест) хранится греч. вариант Типикона в рукописи XVIII в., в Софийской национальной б-ке - груз. текст в рукописи 2-й пол. XIX в. Согласно греч. редакции, Типикон был написан и на арм. языке, однако арм. вариант памятника не выявлен, и эту фразу нек-рые исследователи (А. Шанидзе, С. Каухчишвили) считают поздней интерполяцией.
Типикон составлен по образу устава мон-ря Панагия, с к-рым Григория Пакуриана связывали «любовь и братство духовное» (Груз. мон-рь в Болгарии. 1986. С. 267; Типик. 1978. С. 68). Прослеживается также влияние на Типикон Пакуриана Типикона св. Афанасия Афонского, составленного для Великой Лавры. П. м. был объявлен «свободным, вольным, самовладыкой и самовладетельным» (Груз. мон-рь в Болгарии. 1986. С. 276; Типик. 1978. С. 80). Мон-рь обладал полным иммунитетом, не подчинялся ни светским, ни церковным (в т. ч. митрополии Филиппополя) властям. Привилегии обители подтверждались имп. хрисовулами (в Типиконе сказано, что в П. м. хранилось 4 хрисовула (по греч. тексту - 1) о правах и самоуправлении мон-ря; очевидно, они были выданы визант. имп. Алексеем I Комнином). Родственники и вассалы Григория Пакуриана также не имели прав на П. м. и его имущество. Привилегии патрона сводились к следующему: при жизни Григорий сам назначал настоятеля; при поступлении в мон-рь (в груз. версии - при избрании настоятеля) предпочтение отдавали родственникам и вассалам Пакуриана; были установлены агапы за Григория, его брата Абаза, отца, дядю Хвасрована и двоюродного брата; 3 неугасимые лампады горели в усыпальнице над могилой ктиторов - Григория и Абаза.
Мон-рем управлял игумен, его с согласия братии избирал из числа насельников П. м. действующий настоятель мон-ря; в случае внезапной кончины настоятеля его преемника избирали лучшие и старейшие среди братий. Они также имели право смещать игумена. Благословение настоятеля было непреложным; ослушников и говорящих непристойное против настоятеля удаляли из мон-ря.
Число насельников, не считая настоятеля, должно было составлять 50 чел. (число братии не должно было сокращаться; евнухов и отроков не принимали, даже для работ): 2 эконома, экклисиарх, 6 иеромонахов, 2 архидиакона, 2 иподиакона, скевофилакс, возжигатель светильников, келарь (в груз. версии остиган, в греческой - танутер), виночерпий, трапезничий, гостинник, 2 ухаживающих за больными, надзиратель, хлебник, повар, привратник, нотарий (единственный монах-грек для общения с местными властями и аристократией), певчие и псаломщики. Монахи творили непрестанную молитву, были обязаны заниматься физическим трудом; существовала практика ежедневной исповеди настоятелю. Типикон обязывал братию придерживаться основ киновиальной формы общежития: монахи не имели собственности, трапеза была общей. Вкушали 3 раза в день (в пасхальный период до Пятидесятницы и в двунадесятые праздники - 4). Пять (по греч. редакции - 4) дней в неделю в рацион добавляли молочные продукты и сыр. Настоятель имел право увеличить количество пищи, чтобы «унять печаль... ненасытных»; уменьшать рацион запрещалось. Чтобы братия не покидала мон-рь для покупки облачения и обуви, ежегодно на Пасху им выдавали ругу для покупки вещей на торжище, проходившем в этот день в П. м. Настоятель получал 40 (по греч. версии - 36) драхканов, монахи 1-го разряда (иеромонахи, экономы, экклисиарх, скевофилакс и др., всего 15 чел.) - по 20, монахи 2-го разряда (15 чел.) - по 15, 3-го разряда (20 чел.) - по 10. Во избежание неравенства монахам аристократического происхождения запрещалось иметь слуг и учеников (соответствующий текст в греч. версии большинство исследователей толкуют как разрешение иметь слуг). Типикон разрешал братии поддерживать связь с родственниками и друзьями и принимать их в мон-ре. В П. м. могли гостить монахи из др. обителей (не более 3 дней, на 4-й их снабжали провизией и отправляли обратно). Женщины могли посещать П. м. только на Успение Пресв. Богородицы; на землях, принадлежавших П. м., запрещалось устраивать жен. обитель или поселение женатых мужчин. Устав разрешал насельникам принимать дары и услуги от светских лиц, однако только то, что «не может явиться причиной вреда монастырю».
Главным источником дохода П. м. считалась земля (Григорий Пакуриан щедро одарил П. м. селениями и земельными угодьями); запрещалось как отчуждение земельного имущества, так и выдача к.-л. из братии сакаргави (груз. საკარგავი - временное владение) из монастырских владений; землю отдавали только во временное владение крестьянам П. м. В мон-ре была установлена строгая финансовая отчетность: экономы 2 раза в год (в сент. и на Пасху) давали отчет старшему эконому, старший эконом - настоятелю. Настоятель вел расходы с ведома эпитропов, неизрасходованные средства отдавали в ведение скевофилакса. На Пасху настоятель отчитывался перед экономами, скевофилаксом и др., скевофилакс - перед настоятелем и братией. Минимальный денежный запас П. м. определялся в 10 литр; доходы сверх этой нормы могли быть использованы на приобретение земель или на раздачу милостыни. Типикон устанавливал ежедневную раздачу милостыни нищим; особенно много (96 драхканов) раздавали в дни поминовения Григория и его брата Абаза. Функционировали 3 принадлежавшие П. м. ксенодохии: в Станимаке (ныне Асеновград), Мармаре (Здравик, ныне Драбискос, ном Сере, Греция) и в ц. свт. Николая. Ксенодохии были оснащены кроватями, пекарней-фурне (ფურნე) и пекарней-торней (თონე), каждую ксенодохию обслуживали монах и крестьянин; странникам и нищим ежедневно раздавали пшеницу, вино и похлебку; больных и обессиленных содержали до полного выздоровления.
В ц. свт. Николая действовала семинария; туда назначали священника «из старцев» для обучения 6 учеников-подростков. Число учеников не должно было уменьшаться. Когда они могли отрастить бороду, достойных рукополагали.
Во время праздника Успения Пресв. Богородицы и при наступлении 3 постов полный текст Типикона читали публично.
П. м. являлся важным центром груз. культуры, здесь сложилась лит. школа, известная как Петрицонская. Григорий пожертвовал обители много книг на греческом и грузинском языках. Монахи плодотворно занимались переводом догматико-философских книг и составлением комментариев к ним, школа способствовала развитию философского мышления и сближению груз. лит-ры с византийской. Основоположником и наиболее ярким представителем школы П. м. был видный философ груз. происхождения Иоанн Петрици; на протяжении 20 лет он руководил семинарией и, возможно, П. м. (Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 253-276). Из колофонов груз. перевода «Догматикона» иером. Никиты Стифата известен иером. Давид Петрицонели, соратник прп. Арсения Икалтойского; иером. Давид принимал участие в переводах антимонофизитских трактатов (НЦРГ. Q 50. Л. 115 об.; Жордания. Хроники. 1892. С. 310). Из рукописей, созданных в П. м., сохранился лишь Гомилиарий (НЦРГ. H 1760, 1300-1340 гг. 365 л.; ранее датировали XV в.; бумага), к-рый переписали 2 каллиграфа (оба по имени Григол) по заказу некоего Махаребели Окрокмаисдзе (Л. 225) (Описание груз. рукописей. 1950. С. 189-195; Патаридзе. 1962. С. 6).
Наиболее почитаемой святыней П. м. считалась чудотворная Петриционская икона Божией Матери «Умиление» (XI в.), дарованная П. м. Пакурианом. В 1311 г. братья Афанасий (модзгвари, т. е. наставник семинарии П. м.) и Окропир Эгнатишвили, выходцы из южногруз. исторической пров. Тао, изготовили чеканный сребропозлащенный оклад. Фон в верхних частях покрыт традиционным для груз. златокузнечества гравированным растительным орнаментом. В нижней части размещена ктиторская надпись, в к-рой указаны расходы (125 перперов), названы совр. венценосцы - визант. имп. Андроник II Палеолог (1282-1328) и его соправители - сын Михаил IX (1294-1320) и внук Андроник III Палеолог, цари Зап. Грузии Константин I (1293-1327) и его соправитель Дмитрий Багратиони (царь Вост. Грузии, сын царя Вахтанга III (1302-1304)). В 1819 г. икону покрыли новым серебряным окладом (Груз. мон-рь в Болгарии. 1986. С. 338-346; Чубинашвили. 1959. С. 625-626). В 2006 г. для тбилисского кафедрального патриаршего собора Самеба был изготовлен список с иконы.
Сведений о П. м. с XIII и до сер. XIV в. в исторических источниках не сохранилось. Предполагается, что он продолжал действовать, а среди его насельников стали преобладать греки и болгары. Впервые эти земли перешли от Византии под болг. власть в 1199 г., когда г. Филиппополь (ныне Пловдив) и Родопские горы оказались в управлении болярина Иванко. В 1205 г. эта область краткое время находилась под властью Латинской империи, но в том же году вернулась в состав Болгарского гос-ва после взятия болг. царем Калояном г. Станимака (ныне Асеновград). Далее Родопской обл. управлял Алексий Слав. С 1230 г. обитель находилась в пределах Тырновского царства, однако свидетельств ктиторства болг. царя Иоанна II Асеня не сохранилось. В 1246 г. эти земли отошли Никейской империи и в последующие десятилетия неоднократно переходили от византийцев к болгарам и обратно. В 1344 г. Филиппополь и Станимака были уступлены болг. царю Иоанну Александру и оставались в болг. пределах до османского нашествия. Благодаря ктиторству царя Иоанна Александра обитель стала важным центром болг. культуры.
О положении П. м. после османского нашествия (Родопы были захвачены ок. 1364) кратко упоминается в приписке в т. н. Ловчанском сборнике Михаила Хаджинеделчева кон. XV - нач. XVI в. (сохр. в фотокопии): «Церковь же Петриотиси, разрушенная до основания со времени владычества нечестивых» (Иванов Г. Исторически известия и предания из Ловешко // ИИД. 1915. Кн. 4. С. 214; Христова Б., Караджова Д., Узунова Е. Бележки на бълг. книжовници Х-ХVIII в. София, 2003. Т. 1. С. 86, 193-194. № 153). Но наиболее вероятно, приписка сообщает о разрушении не всей обители, а только кафоликона, к-рый в отличие от др. монастырских строений сильно пострадал из-за прекращения финансирования и уменьшения братии.
Как предполагается, именно здесь в самом кон. XIV или в нач. XV в. в заточении прожил, скончался и был похоронен последний Тырновский патриарх, свт. Евфимий, но высказанные предположения о принадлежности ему одного из обнаруженных при реставрациях захоронений не подтвердились. В Ловчанском сборнике также сообщается о приходе в П. м. Константина Костенечского, желавшего поучиться у патриарха. Но к этому моменту свт. Евфимий уже преставился, поэтому Константин остался при одном из пребывавших здесь патриарших учеников, Андрее. Упоминание о проживании в П. м. учеников патриарха Евфимия свидетельствует о том, что в обители действовала созданная им школа. Кроме Андрея в нек-рых монастырских помянниках фигурирует Андроник - также вероятный ученик свт. Евфимия. О деятельности в обители скриптория в сер. XV в. свидетельствуют приписки в сборнике смешанного содержания, составленном здесь неким Павлом Фостиниатом: они сообщают даты, когда страницы были написаны,- воскресенье, 4 мая 6968 г. (1460), и суббота, 28 дек. 6973 г. (1465). Некоторое время в П. м. пребывал смещенный в 1486 г. с престола К-польский патриарх Симеон I Трапезундский. В приписке, датируемой 1572-1594 гг., сообщается о получении разрешения на возведение церкви (было завершено в 1604).
«Монастырь по имени церкви Петрич, выше от Станимака» или «килисе Петрич» упоминается в османских реестрах. Согласно их сообщениям, в 1516 и 1523 гг. в обители проживали 5 душ, в 1570 г.- 13. Т. о., братия П. м. не была многочисленной. Для сравнения: в Рильском монастыре в 1519 г. проживало 23 чел., в 1569 г.- 43, в том же году в афонском мон-ре Зограф насчитывалось 48 иноков, а в расположенном недалеко от П. м. Мулдавском мон-ре св. Петки в 1570 г. было 6 монахов (Христемова. 2005. С. 215-229; Борисов. 2011. 341-343). Несмотря на малочисленность братии, обитель играла важную экономическую роль в районе Станимаки. Отсутствуют указания на то, что П. м. имел султанский фирман, к-рый, напр., определял статус Рильского и Зографского мон-рей. По всей видимости, обитель имела ограниченные привилегии, предоставленные османскими властями, платила десятину только с части доходов с фиксированной минимальной суммой и, возможно, была освобождена от экстраординарных налогов (авариз).
Согласно регистру 1570-1571 гг., П. м. был частью вакуфа султана Сулеймана I Великолепного. В это время численность братии возросла, что соотносилось и с населением в тот период. Тогда же увеличился и размер налога - с 545 до 3000 акчи, что могло быть вызвано не только улучшением благосостояния обители, но и девальвацией акчи. В XVI в. П. м. имел сходное экономическое положение с такими обителями, как Зограф и Рильская.
Из приписки, датируемой периодом с 1572 по 1594 г., известно, что в это время патриарх К-польский Иеремия II (Транос) даровал П. м. статус ставропигии. Благоприятное материальное положение и повышение статуса позволили начать глобальную перестройку монастырского комплекса и возведение нового собора на месте древнего храма - это предпринял один из самых известных наместников обители, митр. Пловдивский Даниил (1589-1595; в 2 помянниках (XVI и XVII вв.) его имя обозначено на самом почетном месте). Сохранились неск. тефтеров, к-рые митр. Даниил выдавал своим монахам и направлял их в путешествие по болг. землям для сбора средств на обновление обители. В монастырских помянниках сохранились имена десятков болгар-дарителей: помимо христ. имен (Иоанн, Петр, Димитрий и проч.) встречаются и славянские (Злато, Драган, Стоян, Вылко, Славу, Иво, Братуля, Вельо, Стойчо, Сиво, Вълчо, Добро, Стана, Добро, Пейка, Бойко и проч.). За время с 1600 по 1663 г. из числа наместников обители значимый вклад сделали Дионисий, Матфей, Парфений, Неофит и Антоний (в помянниках они следуют за древними ктиторами). 15 февр. 1628 г. патриарх К-польский Кирилл I Лукарис издал грамоту о ставропигиальном статусе П. м. и приписал ему все храмы, действовавшие в Станимаке (церкви 2 во имя Пресв. Богородицы, вмч. Димитрия, во имя Иоанна Предтечи, Архангелов, прор. Илии, вмч. Георгия). В османский период наблюдается переход от греч. названия мон-ря (в честь близрасположенной крепости) к болгарскому «Бачковский» по названию села.
В XVIII в. в мон-ре жили некоторые известные церковные деятели и бывш. архиереи - архиеп. Кирилл, митр. Тырновский Иосиф, митр. Пловдивский Дамаскин. Важным ктитором обители в этот период был ее бывший насельник, Христофор, прошедший в ней путь от монаха до игумена и впосл. ставший епископом. В 1740-1741 гг. еп. Христофор при поддержке братии и горожан Станимаки стремился расширить свои полномочия при управлении П. м., перестал отчитываться перед К-польской Патриархией и поминать на богослужениях имя К-польского патриарха. Но в 1742 г. он был отстранен от управления обителью, а ее ставропигиальный статус вновь подтвердил патриарх К-польский Паисий II (Снегаров И. Исторически вести за Търновска митрополия // ГСУ, БФ. 1942/1943. Т. 20. С. 22).
В нач. XVIII в. франц. врач Пол Люка сообщал, что «в монастыре Бачка есть более 100 колори [калугеров]» (Френски пътеписи за Балканите ХV-ХVIII в. / Съст.: Б. Цветкова. София, 1975. С. 271; Борисов. 2011. С. 341). В 1718-1719 гг. секретарь австр. посланника в Стамбуле Г. К. Дриш насчитал в обители 300 монахов, хотя его имущество было рассчитано только на 30 душ (Иванов. 1911. С. 226; Немски и австр. пътеписи за Балканите ХVII - сред. на ХVIII в. / Съст. М. П. Йонов. София, 1986. С. 261). Страстную неделю 1720 г. в П. м. провел патриарх Иерусалимский Хрисанф Нотара (Стефанов П. Сведения за Българската църква в пътепис на Йерусалимския патриарх Хрисант Нотарас от 1720 г. // ДК. 1987. № 7. С. 20-30).
В XIX в. в П. м. была проведена очередная реконструкция. В рукописи № 45 из монастырской б-ки сообщается, что возведение ц. во имя свт. Николая Чудотворца началось в 1834 г., при игумене иером. Анании. Когда храм был подготовлен к росписи, игуменом уже служил иером. Матфей из Стара-Загоры, пригласивший в обитель известнейшего болг. худож. Захарию Зографа. В 1850 г. игумен иером. Кирилл позвал для украшения обители худож. Мосха Зографа из Одрина (ныне г. Эдирне, Турция). Тогда же был построен и юж. двор комплекса.
Несмотря на то что П. м. управляли греки, в XIX в. в нем усилилось болг. влияние и увеличилась численность монахов-болгар. О болг. составе насельников в сер. XIX в., причем нек-рые из них пришли из болг. городов Сливен, Стара-Загора, Шумен, Кюстендил, Тырново, свидетельствуют слав. надписи на многочисленных рукописях, книгах и вкладах из монастырской б-ки и ризницы. С 1780 по 1860 г. активными ктиторами обители были представители известного болг. рода Чалыковых из Пловдива и Копривштицы, благодаря к-рым в 30-40-х гг. XIX в. мон-рь значительно расширился (считается, что Волко Чалыков выплатил 7 тыс. грошей Захарии Зографу за роспись ц. во имя свт. Николая). В нач. XIX в. мон-рю помогали богатые жители из Копривштицы. В 1851 г. обитель передала 2000 грошей на содержание открывшегося болг. уч-ща святых Кирилла и Мефодия в Пловдиве.
После возникновения в 50-х гг. XIX в. т. н. болгаро-греч. церковного конфликта (см. в ст. Болгарская Православная Церковь), когда болг. население стало добиваться предоставления церковной автономии, руководство П. м. заняло сторону К-польской Патриархии. Это вызвало недовольство среди болгар, что отразилось на снижении числа посетителей и отказе ряда благотворителей продолжать финансировать деятельность обители. Близ Станимаки даже был основан «альтернативный» П. м. Араповский во имя святой Недели мужской монастырь. В 1869 г. в П. м. открылось уч-ще, в к-ром дети из окружавших его сел учились на греч. языке. В 1870 г. здесь начало действовать уч-ще для священников. Согласно фирману об учреждении Болгарского Экзархата (1870), обитель осталась под управлением К-польской Патриархии. Но в 1894 г. братия во главе с игум. Акакием подала прошение Болгарскому экзарху принять обитель в свою юрисдикцию. Это прошение было удовлетворено 8 дек. того же года, после инспекции, проведенной бывш. министром иностранных дел Болгарии М. Балабановым. Греки из Станимаки, недовольные решением братии о переходе обители в Болгарский Экзархат, совершили протестное шествие к Асеновой крепости. Узнав об этом, монахи вышли им навстречу с чудотворной Бачковской иконой (см. Петрицонская икона Божией Матери),- в память об этом ежегодно совершается крестный ход с иконой в Асеновград.
В составе Болгарского Экзархата П. м. сохранил ставропигиальный статус и подчинялся вначале экзарху, а впосл. патриарху Болгарскому. Несогласные с уходом обители из К-польской юрисдикции монахи-греки были вынуждены покинуть Бачково. А в П. м. вскоре были переведены из Рильского мон-ря иеромонахи Харалампий, Дионисий, Иоасаф и мон. Серафим. В обители действовало уч-ще для священников. В 1912 г. в мон-ре произошел сильный пожар, разрушилась часть зданий. В 1928 г., во время Чирпанского землетрясения, пострадало вост. крыло.
К 1 янв. 1937 г. Бачковский мон-рь имел годовой доход в размере 1,5 млн левов, а его собственность оценивалась в 13,230 млн левов, в т. ч. 20 тыс. левов наличных денег и вкладов, 5 мельниц, 20 торговых лавок, 2-этажный дом в Асеновграде, метох, помещения на земельных участках, храм и помещения в монастырском комплексе общей стоимостью 9,4 млн левов; 177 га пашни, 128 га лесных угодий, 15 га виноградников, 6,8 га лугов, 6,8 га садов, 14,7 га необработанной земли и пустырей общей стоимостью 3,7 млн левов; 6 волов и коров, 15 коней и мулов, 150 овец общей стоимостью 50 тыс. левов (Цанков С. Българската Православна Църква от Освобождението до настояще време // ГСУ, БФ. 1939. Год. 16. С. 310).
В ХХ в. Бачковский мон-рь стал 2-й по величине и значению (после Рильского) обителью БПЦ. Его наместниками являются викарные епископы Пловдивских митрополитов - Агатонийский, Браницкий, Величский, Траянопольский или др. Из братии обители вышли многие иерархи БПЦ. Бачковскому мон-рю приписаны ок. 15 параклисов в окрестности и в Асеновграде.
С 1941-1947 гг. в обители располагалась Пловдивская ДС, к-рая была переведена после сильного пожара, когда 10 дек. 1947 г. выгорели зап. часть зданий комплекса и семинарская б-ка (восстановлены в 1971). В 80-х гг. XX в. по проекту Н. Мушанова и З. Кирова были восстановлены здания юж. двора, впосл. внутри они были украшены по проекту Д. Дамянова и Х. Ганчева. В зап. части собора мон-ря находятся мраморные саркофаги с останками экзарха Болгарского Стефана II (Шокова; † 1948) и патриарха Болгарского Кирилла (Константинова; † 1971).
Согласно Типику, П. м. был построен как крепость «в силу непостоянства жителей пловдивской области». От некогда большого комплекса, включавшего кафоликон церкви во имя Иоанна Предтечи и вмч. Георгия и неск. зданий, сохранились лишь фрагменты и располагавшаяся вне его стен Костница (см. ниже).
Об архитектурном облике древнего кафоликона можно судить по ктиторскому портрету Григория и Апасия Пакурианов, расположенному на сев. стене нижнего этажа Костницы и датируемому XIV в. (еще при существовании церкви). На нем ктиторы держат в руках модель кубического однокупольного одноапсидного храма, фасад к-рого украшен заостренными арками, характерными для архитектуры Кавказа. Т. к. модель храма отличается от Костницы, предполагается, что здесь символически изображен именно древний кафоликон. Во время археологических раскопок установлено, что он был крестово-купольным, к тому же в отличие от совр. здания имел меньшие размеры и характеризовался открытым нартексом, находившимся на месте совр. внутреннего притвора, в к-ром было обнаружено как минимум 17 гробниц.
В наст. время монастырский комплекс состоит из разделенных массивными жилыми и хозяйственными корпусами северной и южной частей. В центре северной находятся кафоликон и ц. во имя Архангелов, а в южной - ц. во имя свт. Николая Чудотворца.
Был возведен в 1604 г. на месте древнего кафоликона. Построен из камня, с чередующимися кирпичными поясами, и облицован. Это крестово-купольный храм т. н. афонского типа, 3-апсидный, с певницами и притвором со скрытом куполом (ок. 26,5×18,25 м). Алтарь отделен от наоса стеной, к которой прислонен деревянный иконостас. Центральный купол опирается на 4 столба, а слепой купол притвора - на 2 полуцилиндрических свода. В притвор ведут 3 прохода, украшенные в XIX в. арочными портиками.
Впервые кафоликон был расписан в 1643 г., возможно мастерами из Эпира или Фессалии,- фрагменты росписи сохранились в 1-м регистре близ иконостаса. В 1850 г. зограф Мосх Одринчанин повторно расписал (подновил) росписи наоса, о чем сообщает греч. надпись: «Построисе в 1084 г. сл. Христа во время управления Алексия Комнина настоящий монастырь великим доместиком Запада г-ном Григорием Пакурианом, а сегодня Бачковский [монастырь] обновился живописью за счет самой обители во время игуменства почитаемого г-на хаджи Кирилла иеромонаха в год 1850-й сл. Христа, август 19-е, от руки Мосх В. Одринчанин» (Мутафов. Църква «Богородица Петричка». 2018). В 1866 г. Димитр (Щерев) Астериадис расписал юж. портик.
На сводах расположены 3 горизонтальных пояса со сценами из Минология, ниже в арках - образы святых в медальонах. В центральной части свода находится образ Христа Пантократора в окружении серафимов и пророков, в парусах - сцены из ВЗ и НЗ: «Крещение народа», «Проповедь Иоанна Крестителя перед мытарями», «Проповедь Иоанна Крестителя перед народом», «Крещение Христово».
В притворе над зап. вратами имеется ктиторская надпись: «Расписа этот Божественный и всечестной притвор Преблагословенной Владычице нашей и Святой Девы Марии, нареченной Петриотиса, и переименова в честь Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы расходами и трудом честного, благородного и светлейшего архонта г. г. Георгия из Фенерской и Неохорийской епархии, а завершил в дни всесвятейшего Вселенского патриарха господина Парфения, в архиерейство Пловдивского г. Гавриила в 7151 (1643) год, месяц июль 30, индикт 11» (Геров. 2012). Изображения ктиторов, упомянутых в надписи, помещены над вост. стеной, севернее входа в притвор (те же ктиторы представлены на фреске 1644 г. в храме мон-ря св. Власия в обл. Аграфа в Центр. Греции).
Резной 3-ярусный иконостас был выполнен в 1613 г., о чем сообщает ктиторская надпись на иконе апостолов Петра и Павла из царского ряда. Он включает неск. икон разных периодов, в т. ч. 4 иконы 1797 г.
Примыкает к зап. стене кафоликона. Предполагается, что она была возведена Григорием Пакурианом или чуть позже, но еще в XI в., в качестве вспомогательного (возможно, зимнего) храма, неоднократно перестраивалась (от древнего храма, как предполагается, сохр. лишь поддерживающие столбы). Ранее храм был соединен с жилыми корпусами, после перестройки XIV в.- только с древним кафоликоном. В 1604 г. алтарная часть храма была превращена в туннель, соединяющий его с новым кафоликоном, в том же веке храм был расписан. Это крестово-купольное одноапсидное 2-этажное строение неправильных пропорций с притвором, купол опирается на пилястры. Нижний этаж сложен из ломаных камней, а верхний - облицован поясами из камней и кирпичей. Фасад украшен арками, купол - кирпичным меандром, барабан - полукруглыми нишами и кирпичным венцом.
В храме, располагающемся на 2-м этаже, сохранилось 3 слоя живописи. От 1-го слоя, созданного при болг. царе Иоанне Александре (1331-1371), уцелели композиция «Голгофа» близ окна на юж. стене в наосе, шахматный узор на цоколе у юж. входа в наос и едва видимый портрет ктитора на столбе. От 2-го слоя (XVII в.) остались сцены близ иконостаса, во 2-м регистре на юж. стене и украшения цоколя южной и вост. стен, а также фрагменты на сев. стене и у окна алтаря. В 1846 г. (указан в надписи) церковь расписал, судя по стилистическим особенностям, Мосх Одринчанин (Куюмджиев. 2016; Он же. 2016). Нижний этаж церкви расписал Захария Зограф, вероятно в 1841 г.
Из иконостаса XIV в., вложенного Иоанном Александром, сохранилась храмовая икона «Собор святых Архангелов» (Нац. художественная галерея в Софии), к-рая датируется 1344/45 г. и, как считается, происходит из Тырнова. Совр. 2-ярусный иконостас был поставлен, вероятно, в 1846 г. на средства «раба Божия Миту».
Представляет собой крестово-купольное строение (11,65×7,4 м) с куполом высотой 11,46 м с 12 оконцами и открытым нартексом, оформленным в виде колоннады. Сложена из обработанных камней, украшена красными кирпичами. Ктиторская надпись находится над входом: «Расписася во славу Святой Троицы и в память нашего святого отца Николая во время игумена раба Божия иеромонаха Матфея из Заара [ныне Стара-Загора] в лето 1840о, 15-е, месяц октябрь, рукой смиренного зографа Захарии Христ[ович]а из Самокова». Изначально в храме был поставлен простой иконостас, но позже он был заменен резным. Часть икон написал Мосх Одринчанин, а иконы из апостольского праздничного ряда - Спиро Михаил. Между 1846 и 1850 гг. Мосх, возможно, из-за каких-то повреждений, переписал часть икон, представив др. святых.
Расположена на полуподвальном этаже юж. крыла комплекса. Она была построена в 1623 г. и представляет собой вытянутое помещение с апсидой и полуцилиндрическим сводом, с неск. окнами и нишами в стенах. В 1643 г. стены трапезной были расписаны на средства Георгия Слудзиари (он же оплатил роспись притвора кафоликона). В нижнем регистре представлены образы преподобных в полный рост. Над ними - 7 сцен Вселенских Соборов и цикл из 15 сцен «Акафиста Пресвятой Богородице».
Среди фресок выделяются сложные композиции «Страшный Суд», занимающая всю восточную стену, и «Древо Иессеево», расположенная на своде. В центре композиции «Второе пришествие» находится Деисус, по сторонам которого изображены апостолы, восседающие на тронах, а за ними - фигуры многочисленных святых. Под Деисусом помещена «Этимасия» (Престол уготованный) с 2 ангелами по сторонам, а ниже - преклонившие колени Адам и Ева. Части сцены расположены на других стенах: слева от апсиды (в сев. части) изображен «Райский сад со святыми», а справа - «Ад», здесь ангелы показывают весы и свитки грешникам (среди последних представлены 4 царя, упомянутые в видении прор. Даниила,- персид. Кир, эллинский Александр, ассир. Навуходоносор и рим. Октавиан Август).
Композиция «Древо Иессеево» в трапезной П. м. в болг. искусстве хронологически занимает 2-е место между ее вариантами - в ц. апостолов Петра и Павла в В. Тырново (ок. XV в.) и в ц. вмч. Димитрия Солунского в Арбанаси (1681) - и отличается подробным иллюстрированием ветхозаветных источников. Родословное древо начинается от Иессея, далее идут иудейские цари и пророки, предсказавшие приход Мессии, неск. пророческих сцен - до завершающих образов Пресв. Богородицы и Иисуса Христа. Композиция интересна включением в нее фигур античных философов и писателей (2-й подобный случай в болг. искусстве представлен в ц. Рождества Христова в Арбанаси), в афонской традиции они иногда присутствуют в самых нижних регистрах, под образами святых. Все философы и писатели облачены в богатые одежды, нек-рые имеют царские инсигнии (без к-л. языческих элементов), в руках держат свитки с греч. текстами (с большим числом ошибок, т. к. они писались фонетически) пророчеств о Христе. Перед именем каждого из них стоит эпитет «мудрый», что, вероятно, связано с пожеланием заказчиков или исполнителей росписи.
Хранит большое число рукописей и старопечатных книг: пергаменное Евангелие с Синаксарем X-XI вв., 2 пергаменных греч. сборника со словами и с поучениями XI-XII вв., 2 греч. рукописи (сборник Житий и Иерусалимский устав, переписанный в 1193 Григорием) XII в., греч. Минологий на февр. (XIII в.) и греч. Стихирарь 1281 г., греческие Стихирарь и Полную Триодь XIII-XIV вв., 13 греч. богослужебных рукописей XIV в. и примерно столько же греч. и слав. рукописей XIV-XVI вв., 16 рукописей XVI в. и проч. (Getov. 1997). О греч. характере монастыря свидетельствует тот факт, что страницы из слав. богослужебных книг часто использовались для переплетов и починки греч. рукописей: напр., в переплете греч. грамматики (№ 70) находятся листы из среднеболг. Евангелия. А болг. заглавия в греч. Псалтиконе сер. XV в. (№ 14) говорят о присутствии среди братии славян. Все старопечатные книги XVI-XIX вв.- это греческие, в основном венецианские издания. В б-ке хранятся все издания, кроме 1-го (1528), «Сокровища» Дамаскина Студита, болг. перевод которого оказал сильное влияние на развитие лит-ры болгарского возрождения. Это же произведение сохранилось в б-ке в рукописи XVIII в., написанной на болг. языке греч. буквами.
Костница - 2-этажная однонефная церковь (18,18 м - сев. стена, 8,5 м - западная), предназначавшаяся для погребения монахов (на нижнем этаже) и совершения заупокойных богослужений. Расположена на вершине холма, примерно в 400 м от мон-ря. С юж. стороны ее нижний ярус уходит в склон холма. Оба этажа расписаны фресками.
В апсиде верхнего этажа представлена Богоматерь на троне с Младенцем и поклоняющимися ангелами, держащими рипиды. Под конхой - полоса с погрудными образами епископов в медальонах и прямоугольных обрамлениях (из 8 можно идентифицировать по надписям ап. Иакова, брата Господня, Модеста, еп. Иерусалимского, и свт. Спиридона Тримифунтского). В нижнем ярусе, по сторонам 3 окон,- 4 епископа со свитками с богослужебными текстами. Среди них, по-видимому, Николай Чудотворец или Афанасий, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. В откосах центрального окна - ангелы в диаконских одеяниях. Рядом с апсидой - полукруглые ниши с изображениями св. диаконов Стефана и Евпла. Все они обращены к алтарю. Т. о., реальная архитектура становилась частью художественной композиции «Служба св. отцов». На сев. и юж. стенах, над нишами с образами диаконов, сохранилась сцена «Причащение апостолов хлебом и вином». Ее необычная черта - изображение кивория не над Христом, а над апостолами, в центре композиции, как в сцене «Сретение» в следующем простенке. Далее на обеих боковых стенах в простенках между опорами представлены на южной стене «Сретение», «Крещение» и «Воскрешение Лазаря», на северной - «Вход в Иерусалим», «Оплакивание» и «Жены-мироносицы у Гроба Господня». На зап. стене - «Успение» со святыми Космой Маюмским и Иоанном Дамаскиным по сторонам. Поскольку над этой сценой сохранился фрагмент «Преображения», можно предположить, что евангельские сцены и на боковых стенах первоначально располагались в 2 яруса. В наосе на пилястрах и боковых стенах сохранилось 9 погрудных изображений святых: 6 образов воинов и 3 - врачей (в большой нише на сев. стене) - Космы, Дамиана и Пантелеимона. Кроме того, на стенах церкви представлены 16 полнофигурных образов: среди них - святители Евфимий и Савва, Симеон и Даниил Столпники, Павел Фивейский и Макарий Египетский (на юж. стене) и Арсений и Ефрем Сирин (на северной); груз. святые - Евфимий, Иларий и Георгий - по левую сторону дверного проема, а по правую - отшельники из Вифинии Иоанникий, Авксентий и Стефан Младший. На боковых стенах - композиции со стоящими в неск. рядов сонмами святых. На юж. стене рядом с таким изображением сохранилась надпись: «Все святые». Несмотря на отсутствие надписей над отдельными образами в этих композициях, нек-рых персонажей можно идентифицировать: на сев. стене - святых Андрея и Петра, Иоанна Предтечу, Георгия и Феодора; на южной - святых Антония Великого, Евфимия Иверского или Иоанна Лествичника, Пахомия, Николая и Иоанна Златоуста. Присутствие каждого из них связано с их почитанием в Грузинской и Армянской халкидонской Церквах и значением для заказчиков лично (напр., воины Георгий и Феодор считались покровителями братьев Бакуриани).
В нартексе верхнего этажа на восточной стене представлено «Видение Иезекииля», а под ним - Богоматерь с Младенцем, архангелы и апостолы Петр и Павел. Первоначально 4 арки в боковых стенах и одна в зап. стене нартекса не были заложены и он был открытым и хорошо освещенным. На приставленных к боковым стенам столбах изображены в полный рост великомученики Арефа и Артемий, над вост. аркой юж. стены - мученики Авив, Гурий и Самон в медальонах, над зап. аркой - мученики Флор и Лавр; соответствующие изображения в медальонах на сев. стене сохранились хуже: возможно, там представлены воины Орест, Евгений, Мардарий, Авксентий и Евстратий. На зап. стене - полуфигурные изображения воинов великомучеников Георгия и Феодора Тирона в прямоугольных обрамлениях; там же - образы Сампсона и, по-видимому, Маманта и между ними - медальоны с изображениями неизвестных св. воинов по сторонам Мандилиона. В верхнем ярусе зап. стены 4 медальона расположены в 2 ряда: сверху - пророки, снизу - апостолы, один из к-рых - Иаков (сохр. надпись рядом с его изображением).
В апсиде нижнего этажа представлен Деисус с восседающим на престоле Христом в центре. Под Деисусом - ряд погрудных изображений епископов, заключенных в круглые и прямоугольные обрамления. Пятерых из них можно идентифицировать по надписям - Григория, просветителя Армении, Парфения Лампсакийского, Петра Александрийского, Павла Исповедника, Афиногена Пидахфойского. Трое из них связаны с Арменией, но их памяти отмечались и в грузинском календаре. В наосе есть еще 10 полуфигурных изображений святых в прямоугольных обрамлениях. Справа и слева от апсиды изображены пары епископов; остальные 6 святых (2 - на сев. стене и 4 - на западной) показаны в монашеских одеяниях. По причине плохой сохранности может быть идентифицировано только одно изображение - свт. Павсикакия (кон. VI - нач. VII в.). На боковых сторонах наоса были представлены фронтально стоящие фигуры святых: 7 - на северной и 12 - на южной. Среди них по одеяниям можно различить фигуры монахов, игумена, епископов и диакона: читается только одно имя - прп. Пимена Великого (на юж. стене). Над этими фрагментарно сохранившимися фигурами расположен еще один ряд изображений - людей в роскошных одеждах, с развернутыми свитками - на сев. стене 9 фигур и столько же - вероятно, на южной (предположительно пророки). На зап. стене - «Видение пророком Иезекиилем долины сухих костей». А. Гришин высказал предположение, что «выбор святых в бачковской крипте включает собрание местных и иноземных святых, с которыми усопшие могли быть связаны, и подчеркнуто предпочтение монашеским и церковным деятелям и учителям» (Grishin. 1980. P. 63).
В нартексе нижнего этажа на всех стенах и на своде была представлена развернутая композиция «Страшный Суд». Многим ее элементам можно найти аналогии в миниатюре из Четвероевангелия (Paris. gr. 74. Fol. 15v). Т. о., главная тема фрескового ансамбля Костницы - воскресение из мертвых в конце времен и обетование рая праведникам.
А. Грабар охарактеризовал стиль росписей Костницы как «классический» (Грабар. 1924. P. 41). В нем нет ничего преувеличенного и гротескного, во всем подчеркиваются ясность, естественность, гармония. Внутренние пространства нижнего и верхнего этажей небольшие, соразмерные человеческой фигуре. Стены разделены на зоны и панно орнаментальными и простыми красными полосами; эти членения следуют архитектуре здания. Изображения людей по размерам близки человеческой фигуре и обычно имеют немного удлиненные или, реже, сильно удлиненные пропорции. Фигуры и сцены мастерски вписаны в отведенное для них пространство; композиции ясные и легко читаемые. Движения персонажей спокойны, размеренны, почти торжественны. Фигуры объемны, но лишены веса; у них маленькие ступни и кисти рук. Они облачены в свободные одежды, ложащиеся мягкими, красивыми, в целом следующими формам тела складками. Одеяния выглядят легкими, словно шелковыми, пронизанными светом, который играет на их поверхности, образуя изысканный рисунок. Лица, чаще всего овальной формы, имеют некрупные, правильные черты, в большинстве случаев прорисованные во время недавней реставрации. По манере письма лиц можно различить 4 группы изображений. Колористический строй нарядный, но не чрезмерно яркий, часто используется прием чередования цветовых пятен, особенно зеленых и красных.
Стиль фресок Костницы не имеет близких аналогий, поэтому по сей день продолжаются дискуссии о времени их создания (в рамках интервала с кон. XI по кон. XII в.). Сходство художественных приемов, использованных создателями фресок, с теми, что можно видеть на миниатюрах визант. рукописей кон. XI в., прежде всего с изображениями, украшающими НЗ с Псалтирью (Dumb. Oaks. Ms. 3), свидетельствует в пользу ранней (кон. XI - нач. XII в.) датировки, однако их восходящий к классическим канонам стиль, часто использовавшийся в визант. живописи в разные периоды со 2-й пол. XI до кон. XII в., не позволяет исключить возможность создания фресок во 2-й пол. XII в.
Ок. сер. XIV в., в правление царя Иоанна Александра, были дописаны нек-рые фрески нартекса нижнего этажа (напр., фрагмент композиции «Страшный Суд» на юж. своде); заложены и расписаны арочные пролеты верхнего и нижнего нартексов. В образовавшихся аркосолиях нартекса нижнего этажа представлены Григорий и Апасий Пакурианы и монахи Георгий и Гавриил, т. н. вторые ктиторы (Геров. 2007. С. 65-67); в нартексе церкви - царь Иоанн Александр, ап. Иоанн Богослов и равноапостольные Константин и Елена.